АО «Кронштадтский морской завод» – крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Западного региона России. Основан в 1858 году. Название завода неоднократно менялось: в 1858-1922 годах – Пароходный завод, с 1922 по 1929 годы – Кронштадтский судоремонтный завод. Название «Кронштадтский морской завод» предприятие носит с 1929 года. Со дня своего основания в 1858 году по 2015 год завод подчинялся структурам военно-морского флота и министерства обороны. С 2016 года входит в группу обществ АО «Объединенная судостроительная корпорация».
С начала ХVIII века в Кронштадте действовало Адмиралтейство. На его верфях строились и ремонтировались корабли.
В середине ХIХ века интенсивное развитие железного парового судостроения в мире поставило вопрос о создании в России собственного пароходостроительного предприятия.
Возведение Пароходного завода осуществлялось по проекту архитектора А. С. Кудинова, с учетом опыта английских, голландских и французских судостроителей, и продлилось 11 лет. Строительство началось при императоре Николае Первом в 1847 году, завершилось уже после Крымской войны при императоре Александре Втором в 1858 году. Это была одна из важнейших строек России середины XIX века. Ко времени окончания строительства завода решено было переориентировать его деятельность со строительства пароходов на ремонт судовых механизмов паровых кораблей.
Торжественное открытие Пароходного завода состоялось 3 (15) марта 1858 году в присутствии императора Александра II и виднейших руководителей русского морского флота. 4 (16) марта завод "открыл свои действия".
Со дня своего основания по нынешний день Кронштадтский морской завод занимается судоремонтом, за свою более чем 160-летнюю историю отремонтировав более 10 000 кораблей и судов. Многие годы завод являлся главной, а в ряде исторических периодов единственной судоремонтной базой Балтийского флота.
Деятельность завода имела колоссальное значение для судоремонтной и судостроительной отрасли России второй половины XIX столетия. Он стоял у истоков русского броненосного кораблестроения; первым в стране начал нарезать гладкоствольные корабельные и крепостные орудия; участвовал в разработке отечественных торпед; обеспечивал ремонт и изготовление механизмов и паровых котлов всего парового флота.
По уровню технической грамотности мастеровых и инженерного персонала завод долгое время признавался одним из лучших в Европе. Разнообразные изделия завода (водоопреснительные аппараты, помпы, камбузы, паровые котлы и машины, эжекторы, фильтры питательной воды и др.), многие из которых представляли собой оригинальные изобретения заводских работников, благодаря высокому техническому мастерству и качеству выделки прославили завод далеко за пределами России. Многие механизмы использовались не только на судах русского флота, но также закупались флотами иностранных государств.
Завод знаменит своими историческими сухими доками:
Док им. Петра Первого (т. н. Петровский, построен в 1752 году по чертежам Петра Первого. В 2015 году передан в собственность Санкт-Петербурга);
Док им. Сургина (ранее – Николаевский, построен в 1846 году императором Николаем Первым);
Док Памяти трех Эсминцев (ранее – Константиновский, построен в 1876 году великим князем Константином, генерал-адмиралом русского флота);
Док им. Митрофанова (ранее – Александровский, построен в 1896 году, был назван в честь императора Александра III),
Док им. Велещинского (ранее – Алексеевский, построен в 1914 году, был назван в честь наследника престола, сына последнего русского императора царевича Алексея).
Все доки являются выдающимися памятниками отечественной промышленной архитектуры.
В доках завода достраивались и ремонтировались корабли, ставшие героическими вехами в истории российского флота: первые броненосные батареи, броненосец «Петр Великий», первый мореходный миноносец «Взрыв», крейсеры («Аврора», «Дмитрий Донской», «Рюрик» и др.). Из доков завода на боевые позиции уходили крейсер «Варяг», эскадренные броненосцы «Петропавловск», «Севастополь», «Наварин», «Пересвет», «Сысой Великий», специальные минные заградители «Амур» и «Енисей», линейные корабли «Севастополь», «Петропавловск», «Октябрьская революция», «Гангут» и «Полтава», эскадренные миноносцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс».
В XX столетии Кронштадтский морской завод имел самое непосредственное отношение ко многим значимым событиям, происходившим в стране и мире.
В 1920-е годы принимал активное участие в восстановлении кораблей и судов флота молодой Советской республики. В 1930-х годах подготовил ледокол "Красин" к походу для спасения экспедиции с утонувшего парохода «Челюскин» (1934 г.); в рекордные сроки подготовил легендарный ледокол "Ермак" для снятия с дрейфующей в Гренландском море льдины экспедиции И.Д. Папанина (1938 г.).
Велик был и вклад морзаводцев в разгром немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Предприятие 3 года находилось на линии вражеского огня, но не прекращало работу ни на один день. Здесь ремонтировались катера, подводные лодки и корабли, боевая техника, изготовлялось оружие, необходимое фронту. К концу войны завод был признан ведущим судоремонтным предприятием военно-морского флота СССР.
В конце 1940-х годов завод участвовал в строительстве первых в стране батискафов для Академии наук и Министерства обороны, в 1960-е годы переоборудовал первые суда для работы с космическими аппаратами. В доках завода производились достроечные работы на атомоходах - от ледокола «Ленин» до новейшего тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».
В послевоенные годы в цехах Кронштадтского морского завода была осуществлена полная реконструкция. Каждый корабль и каждое судно, спущенные со стапелей ленинградских судостроительных заводов, проходили доработку в Кронштадте. В 1950-1980-е годы завод по праву считался флагманом отечественного судоремонта.
В новейший период отечественной истории 1990-е и начале 2000-х годов завод пережил тяжелый период экономических невзгод. Преодолев трудности, в марте 2010 года предприятие возобновило хозяйственную деятельность и стало быстро наращивать объемы производства. Одновременно была проведена процедура акционирования.
С апреля 2016 года завод входит в структуру акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация».