Одной из задач Морского завода в годы войны было переоборудование и вооружение различных гражданских судов в боевые единицы. Одним из таких боевых кораблей стала канонерская лодка «Бира», переоборудованная из шаланды и всю войну доблестно сражавшаяся с врагом в составе Ладожской флотилии.
В июне 1942 для ее ремонта в Новую Ладогу из Кронштадта была направлена группа рабочих Морского завода. Высококвалифицированный мастер, судосборщик Александр Гаврилов был назначен руководителем группы. Место работ не было оборудовано ни пневматикой, ни электроэнергией, ни достаточным количеством инструмента. Для ускорения сроков ремонта Гаврилов принял решение весь технологический процесс восстановления корабля выполнять вручную (правка и выбивка листов в песке, ручная сверловка, чеканка, клёпка и т. д.). 43-летний мастер сам показывал и обучал рабочих. Благодаря его громадному опыту, задание было выполнено.
За заслуги по ремонту кораблей Балтийского флота и Ладожской флотилии Александр Гаврилов был награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», грамотой Командующего КБФ, грамотой Наркома ВМФ. На заводе проработал более 40 лет.
Что касается канонерской лодки «Бира», то она прослужила до последних дней войны. В наши дни сохранилась ее мачта, которая установлена, как экспонат, в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» на Ладожском озере.
Палатка на Ладоге |
Мачта |