Кронштадтский Морской завод во время Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.


   Великая Отечественная война для Кронштадтского Морского завода началась 22 июня 1941 г. с первых же часов после нападения фашистской Германии на Советский Союз, когда морзаводовцы приступили к выполнению боевых заданий командования. Со второго дня войны завод перешел на работу в режиме военного времени.

   К началу войны в ремонте в доках и у стенок завода находились 26 боевых кораблей, но уже через неделю из-за значительной минной опасности на Балтике их число стало увеличиваться. Первым 27 июня 1941 года в Кронштадте встал не ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго (Хийумаа). Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. С помощью ленинградских судостроителей, изготовивших новую носовую часть, судоремонтники завода приварили её в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля. Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня.


   С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и др. Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне.

   Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках.


  В июле 1941 г., когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой.

   В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта.


   Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года. Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха.

   Станочное оборудование механического и моторного цехов Морского завода перевезли в северные казармы города. Для работ на оборонных объектах Кронштадта в городе оставили около 18 тыс. человек гражданского населения, а около 30 тыс человек (в основном, женщин и детей) эвакуировали.


   Кроме ремонтных работ на кораблях рабочие Морского завода изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для обеспечения зимней обороны острова Котлин и Кронштадта завод изготовил санные установки и плавучие доты для размещения в них 45-мм пушек, минометов и пулеметов. На территории завода были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в зданиях – 160 амбразур. Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы.

   Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались.


  Начался голод. Люди стали умирать прямо на рабочих местах. Всего в первую блокадную зиму от голода и обстрелов в Кронштадте погибло около 6 тыс человек – каждый третий горожанин.

   Всего в 1941 году на территории завода взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. При этом работы не прекращались. Под открытым небом в жестокие морозы команды кораблей и рабочие завода выполнили огромный объем работ. К 1 мая 1942 года было отремонтировано более 200 боевых кораблей и судов, 300 катеров. Подняты и отремонтированы лидер «Минск», ледокол «Тасуя» и др. Введена в строй вторая башня линкора «Марат».


   1 июня 1942 года орденами и медалями были награждены 34 работника завода. Убыль заводчан в тяжелый 1942 год была огромной: на 1 января 1942 года насчитывалось 3238 работников (из них 72 ученика), а на 1 января 1943 года – 1666 работников (из них 56 учеников).

   За 1942 год на завод упало 548 снарядов. Но подъём и ремонт кораблей, оснащение их техникой продолжались беспрерывно. Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей. Кроме того завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок. Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше.


   Находясь по прежнему на линии огня (в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям), к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта – 62 корабля, а к 1 апреля – 119 кораблей. К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен.

   Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы.


   В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

   После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание.

   Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 – капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок (125 единиц) и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября.


   В ноябре-декабре 1943 года завод участвовал в скрытной подготовке вооружения к проведению операции «Январский гром», что позволило, в итоге, разгромить врага и 27 января 1944 года полностью снять блокаду Ленинграда. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов.

   В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б.М. Волосатов (1938-1942), капитан 1 ранга А.А. Бурлаков (1942-1948).

   Главными инженерами были капитан 1 ранга Т.И. Гушлевский (1940-1941, 1942-1945), капитан 1 ранга С.И. Афанасьев (1941-1942).


   31 мая 1944 года завод был удостоен высшей награды - ордена Ленина. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А.А. Бурлаков и С.И. Афанасьев, П.С. Ермаков, И.Л. Лаврентьев, М.О. Бевзюк, П.Г. Гигилев, Б.П. Заглядимов, П.П. Милявский, П.Н. Морозов, С.П. Петров, А.М. Шабан и др.